Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Учитель-дефектолог

Дата: 30 апреля 2020 в 13:57, Обновлено 4 января в 10:45

    

ГОВАРИТЕ С РЕБЕНКОМ ПРАВИЛЬНО

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном.

Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.

Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими.

 Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же.

 Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей.

Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?».  Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем.

 Реже употребляйте слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.

  Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его.

   Не рекомендуется требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не  закончен.

  Не ругайте малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

            Желаем радости от общения!

ЗАИКАЮЩИЙСЯ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ

     Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, инто­национная выразительность, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата, ды­хание становится разлаженным. Заикание - одно из тяжелых нарушений речи. Оно устраняет­ся с большим трудом, мешает ре­чевому общению, затрудняет вза­имоотношения с окружающими, сильно травмирует психику детей и взрослых.  При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Причины, в результате которых возникает заикание, могут быть разными. Чаще всего оно появля­ется у легковозбудимых, нервных детей.

На вопрос: "От чего ребенок начал заикаться?" чаще всего можно услышать неправильный ответ: "От испуга". Испуг может только "запустить" уже наметившийся у ребенка патологический процесс.  Очень трудно определить в какой момент возникает заикание. С трех лет необходимо наблюдать за речью, особенно если есть предпосылки к формированию этого дефекта:

 -наследственность;

-подражание чужой нарушенной речи;

 -леворукость (особенно если переучен с левой руки на правую);

 -повышенная нервозность ребенка, которая сопровождается тиками: бурное развитие речи около 2-х лет, так и позднее в 3 года,  ускоренный темп речи, излишне высокий голос, назализация произношения (речь в "нос"), привычка делать перед началом речи быстрый и глубокий вдох, захлебывающаяся речь, запинки и сбои в речи.

    Для наглядности можно набросать гипотетический портрет  ребенка, который рискует  начать заикаться.  Чаще всего это мальчик 3-4-х лет. Это возбудимый, легко выходящий из себя ребенок, склонный к истерическим выходкам с бурными проявлениями "катания по полу" или истошный плач.  Успокоить такого ребенка очень сложно, так как упрям. В движениях такой ребенок расторможен, склонен к беспорядочным действиям (бесцельное беганье, размахивание руками). Но если внимательно присмотреться, окажется, он зажат. Его плечи приподняты и напряжены, что вызывает нарушенное ключичное дыхание. Дыхание поверхностное, старается сделать вдох перед речью, что вредно. У ребенка могут быть привычные действия: выпучивание глаз, взгляд из - под лобья, привычка стискивать зубы,  тики. Весьма вероятно этот мальчик будет левшой. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

-ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);

- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

- вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затруднения перед началом речи.

      Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации - постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. Заикание может возникнуть по подражанию, а также вследствие очень быстрой речи. В редких случаях оно может возникнуть при черепно-мозговых травмах.

    Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

     Знание этих причин должно помочь взрослым вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

    Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает  ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.  Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

    Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

     Следует проявлять к заикающемуся ребёнку  максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

    Ребенку постоянно внушается уверенность в том, что с каждым днем он говорит лучше, всегда спокойный, смелый. В начале за­нятий, в конце их и дома ребенок говорит: «Я говорю плавно, спо­койно, как песенку пою».

     Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

    Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, взрослый  должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

    На праздниках, в семейном кругу надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

     Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

  Что делать, если ребенок только начал заикаться? Эффективно  преодолеть только  "свежее", едва возникшее заикание (1-2 месяца, когда ребенок сам еще не понял, что с ним произошло). Если заикание устоялось, могут уйти годы, причем безуспешно.

Какие условия надо создать, при которых ребенок немедленно прекратил бы заикаться?

 - как только ребенок начал заикаться необходимо, установить режим молчания.     Очень желателен постельный режим (1 неделя);

     -если постельный режим установить не удалось, нужно максимально ограничить подвижность ребенка;

     -после недели, надо сказать ребенку, что "голосок пошел на поправку" и ему можно разговаривать шепотом. Переход на шепотную речь и мы должны говорить с ребенком шепотом. Но ребенок не должен бегать, а сидеть и немного ходить;

     -но режим молчания осуществить можно не с каждым ребенком. В крайнем случае, перевести сразу на шепотную речь, а подвижность ограничить.

     -развлекать ребенка следует тихими занятиями: рисование, лепка, собирание конструктора, выкладывание мозаики. Читайте ему что-то спокойное и уравновешенное, тихим,  низким голосом, несколько медленнее, чем обычно.

     -затем разрешите  говорить очень тихим голосом, низким голосом, максимально короткими фразами;

    Во время этих мероприятий  вокруг ребенка не должно быть общества, с ним не надо гулять. Не надо делать подарков, не стоит смотреть телевизор, играть в компьютер. Этот режим не меньше месяца. С самого начала показать врачу-психоневрологу, чтобы назначил успокоительное лечение.  В результате перечисленных мер заикание прекращается. Но такой ребенок готов к тому, чтобы оно возобновилось снова.

   В результате интенсивной по­сильной речевой нагрузки на ребенка, постоянных упражне­ний в плавной, свободной от за­икания речи, восстанавливается рече­вое дыхание и быстро закрепля­ется рефлекс на правильную речь.

Общие  рекомендации  родителям  заикающихся детей.

1 . Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на гра­ни истерики или плачет. Сначала надо любым способом успокоить ребенка, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.

2. Не нужно просить ребенка рассказывать о своих страхах, если он этого не хочет. Скорее родители должны показать, что они знают о том, что его тревожит, понимают, что это может быть     страшно,     и     постараться успокоить тем, что они рядом и от всего защитят.

3. Некоторые исследования показали — заикание уменьшается, когда ребенок жует резинку. Дело в том, что «жвачка» дает «законные» основания мямлить, а значит, собираться с мыслями и говорить без запинок.

4. Не завышайте требования к ребенку, не оказывайте на ребенка давление, чтобы он соответствовал определенному стандарту, из-за этого создается неблаго­приятная конфликтная обстановка.

5. Попытайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Вот несколько примеров, как это можно сделать. Скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты это закончишь на сегодня», но никак не «Кончай возиться с конструкто­ром!»

Подскажите: «Будь ласковым, собаки так это любят», а не одергивайте: «Не смей бить собаку!» Несколько лукавое: «Давай посчитаем сколько ложек ты сможешь съесть!» лучше, чем «Ешь быстрее!»

6. С уважением относитесь к ребенку, внимательно слу­шайте его, не перебивайте, Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

Вот несколько способов высказать одобрение:

  У тебя хорошо это получилось!

  Ты сегодня хорошо потрудился!

  Я горжусь тобой!

  Я знала, что ты справишься!

  Ты быстро научился!

  С каждым днем у тебя получается лучше!

Как  улучшить подвижность органов речевого аппарата?

Речевой аппарат — это язык, губы, зубы, голосовые связки, легкие. Одной из причин нарушении правильного произношения звуков является  их недостаточная подвижность, гибкость и точность, улучшить которые  помогут  различные упражнения.

Однако при их выполнении следует соблюдать следующие правила:

- выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;

- предлагать детям не  более 2-3 упражнений за один  раз;

- каждое упражнение выполняется по 5-7 раз;

- выполняют сидя перед зеркалом, так, чтобы ребёнок хорошо видел лицо взрослого.

  • Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  • Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  • Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык
  • Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
  • Грибок.Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
  • Часики.Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам  губ.
  • Горка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  • Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
  • Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  • Футбол. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щек
  • Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  • Гармошка.Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  • Маляр.Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  • Вкусное варенье.Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  • «Заборчик».Обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами.
  • «Трубочка».Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Собака за забором». Губы в улыбке, зубы сомкнуты.

Приоткрыть зубы быстро высунуть тонкий кончик языка и спрятать назад.

                      ЖЕЛАЕМ   УСПЕХОВ!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.