Советы учителя-дефектолога
Если ребенок не говорит…
Известно, что подражание - непременное условие овладения речью. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет.
Игры, способствующие появлению речи:
Игра «Да - нет» предполагает всего два варианта ответа: да, нет. Вопросы задают в реальных, часто повторяющихся ситуациях: дома, на прогулке и т.п. Например, «Хочешь есть? Идем спать? Давай играть?»
Игра «Ответь»: обдумывание ответов на вопросы: «Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?»
Игра «Подбери»: вопрос «Что делает?», который ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит) - основу будущего высказывания. Например: «Что делает кукла? Что делает мама? Что делает собака? Что делает машина? Что делает самолет?»
Игра «Найди»: направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос «Где мама?» ожидаются ответы: «Там, тут, здесь, вон».
Детально проговаривайте с ребенком то, что с ним происходит или произойдет: «Мы сейчас оденемся», «Как ты хорошо ешь кашу», «Мы сейчас пойдем гулять».
Имитация и звукоподражание:
- Говорите в присутствии малыша от имени разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими (гав, мяу, ква), произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния (оп, ай-ай, ох).
- Желательно не просто просить малыша повторить звукосочетания, а создать игровую ситуацию. Например, говорите, что вам холодно (бррр), играйте в прятки (ку-ку), укладывайте игрушки спать (бай-бай), кормите кукол (ням-ням), играйте с водой (кап-кап), говорите по телефону (але, динь), походить, как мишка (топ-топ).
- Хорошо, если ребенок будет вместе с вами договаривать потешки: «Гуси-гуси: (Га-га-га!) - Есть хотите? (Да-да-да!)».
- Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», при этом ребенок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку (ко-ко-ко), за мышку (пи-пи-пи), изображает, как упало яичко (бах), как плачут баба и дед (ой-ой-ой).
Наберитесь терпения!
Из множества занятий, в которые вы вовлекаете малыша какие-нибудь обязательно понравятся ему.
Желаем удачи!
Как улучшить подвижность органов речевого аппарата?
Речевой аппарат — это язык, губы, зубы, голосовые связки, легкие. Одной из причин нарушении правильного произношения звуков является их недостаточная подвижность, гибкость и точность, улучшить которые помогут различные упражнения.
Однако при их выполнении следует соблюдать следующие правила:
- выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
- предлагать детям не более 2-3 упражнений за один раз;
- каждое упражнение выполняется по 5-7 раз;
- выполняют сидя перед зеркалом, так, чтобы ребёнок хорошо видел лицо взрослого.
- Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык
- Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
- Грибок.Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
- Часики.Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам губ.
- Горка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
- Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- Футбол. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щек
- Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- Гармошка.Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- Маляр.Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
- Вкусное варенье.Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- «Заборчик».Обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами.
- «Трубочка».Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Собака за забором». Губы в улыбке, зубы сомкнуты.
Приоткрыть зубы быстро высунуть тонкий кончик языка и спрятать назад.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!