ДВИЖЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движении. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер: хочет достать игрушку, дотянуться до мамы, поднять рукой свою ногу. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующие влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия), вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе,
которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению
функциональных возможностей сердечно-сосудистой дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей восприятия мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствия.
Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно- волевые качества, целеустремленность,
настойчивость, выдержку, смелость и др. Особенно важно поддерживать в детях желание и умения преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.) самостоятельно подбирая способ
действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. Например, неширокую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбегу, а вот в широкую надо спуститься с одной стороны и вылезти с другой или обежать, если она короткая над речкой по доске легко пройти, ставя ступни обычно, по двум параллельным жердочкам придется ноги расставить пошире, а по круглому бревну безопаснее пройти боком делая приставные шаги.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий—прошли ровной колонной, согласованно выполнили подскоки. Богатая разнообразными движениями деятельность детей делает их пребывание на воздухе интересным и длительным.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений использование их дошкольниками. Прыжки и метание, совершенствуя координацию движений, в то же время относительно мало влияют на развитее выносливости. Вместе с тем упражнения в ходьбе и беге, способствующие, при определенных условиях формированию важного для жизни качества—выносливости мало содействуют образованию координации, связанных со сложными движениями рук. Свобода применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает большие возможности для проявления детей активности инициативы и творчества.
Исследованиями доказано влияние разнообразных физических упражнений на становление и развитибе речи ребенка в период формирования у него второй сигнальной системы.
Однако чрезмерное увлечение движениями, беспрерывные активные действия оказывают неблагоприятное воздействие на ребенка. Все функциональные системы перенапрягаются, если их деятельность превышает возможности детского организма. Правда, у детей обычно происходит как бы саморегуляция—активные движения чередуются с более спокойными. Например, ребенок быстро прибежал к игрушке, остановился, побежал уже с ней, присел, перешагнул. Чередование движений с участием различных групп мышц позволяет давать передышку и тем самым увеличивает длительность двигательной деятельности, не создавая перегрузки. Такое чередование стимулирует развитие двигательных качеств, необходимых в игре, жизненных ситуациях, трудовых процессах.
В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых—родителей,
воспитателей, старших братьев и сестер — для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием.
Младших детей интересует сам процесс движения, действия в игре, поэтому они, например, и не убегают от ловушки, а бегут ему навстречу.
Пример взрослого лучше всего воспринимается ими в совместной деятельности, например при катании и бросании мяча старшему, пролезании в обруч, который держит мама. Важным для малышей
оказывается мотив эмоциональной привлекательности—красивый яркий обруч, звучащая погремушка.
Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий, научился долго отбивать мяч, прыгать через скакалку, попадать битой в городки. Здесь важен и наглядный результат—попал в корзину, подпрыгнул и достал до ленточки, влез до верха лестницы.
Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны стремиться их закрепить. Своим положительным отношением, справедливой оценкой возбудить у ребенка желание физического совершенствования. Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых движениях.
Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности. Увеличивается умение детей самостоятельно организовывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соответствии со своими желаниями и возможностями.
Имеет значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы здесь разные—туристские походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях «Всей семьей—на старт». У некоторых детей рано проявляются определенные способности к координации движений, умение быстро овладевать
новыми движениями, чувство ритма, прыгучесть. Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями. Роль взрослого— не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением, например ездой на самокате, игрой с мячом, прыжками со скакалкой.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
Для сохранения правильной позы важна не столько сила мышц, сколько согласованность работы различных мышечных групп, гармоничное развитие мышечно-связочного аппарата всего тела.
Поэтому особенно большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Причем начинать надо с первых месяцев жизни, когда происходит формирование позвоночника, его физиологических изгибов. Массаж и гимнастика для детей 1-го года жизни служат хорошей основой правильного развития опорно-двигательной системы. Родители должны помнить, что чем младенец свободнее и разнообразнее в своих движениях, тем успешнее он развивается. Вредно туго пеленать ребенка, оставляя его без движения. Вредно постоянно носить малыша на одной и той же руке (или на одном боку), так как в этом положении развивается стойкая асимметрия мышечного тонуса. Не стоит торопиться раньше времени сажать ребенка или ставить на ножки; он сделает это сам, когда будет готов, когда его мышцы смогут выдерживать такие нагрузки.
Необходимо вовремя исправлять все малейшие нарушения психомоторного развития ребенка, лечить заболевания. Крайне неблагоприятно на формировании осанки сказываются не до конца излеченная мышечная кривошея, дисплазия тазобедренных суставов, рахит.
Огромное значение в профилактике дефектов осанки, сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата (например, плоскостопия и искривления нижних конечностей) имеет своевременное и полноценное ползание. Ползание — это отличная тренировка мышц всего тела, воспитание координации движений, причем позвоночник при этом освобожден от статичной нагрузки. При ползании развиваются все мышцы, участвующие в разнообразных движениях позвоночника. Больше такого благоприятного шанса не будет!
В младшем — до 3-х лет — возрасте, важно сформировать у ребенка правильный навык ходьбы и стояния. Во время прогулок нельзя вести малыша за одну и ту же руку, так как это ставит плечевой пояс в косое положение и искривляет позвоночник. Хорошо, если ребенок свободен в своих передвижениях: бегает, лазает, прыгает, преодолевает различные препятствия. Таким образом, формируются и совершенствуются различные двигательные навыки, развивается координация движений и чувство равновесия.
Гуляя с ребенком, проводите больше времени на специально оборудованных детских площадках. Играйте с детьми сами или организуйте подвижные игры среди малышей. Как это ни странно, не все дети умеют играть. Так что придется учить их этому, вспоминая свое детство! В дошкольном возрасте стоит научить ребенка плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, а зимой — ходить на лыжах или кататься на коньках. Многие спортивные секции проводят набор 5-6-летних детей, но не
торопитесь отдавать их туда - серьезные занятия спортом лучше начинать в более старшем возрасте. А вот предоставить ребенку возможность поразмяться дома надо обязательно. Для этой цели подойдет шведская стенка или лесенка, перекладина или кольца. Можно оборудовать спортивный уголок. Только не забудьте положить на пол поролоновый мат или что-нибудь упругое, чтобы избежать травм!
Итак, правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность вашего ребенка — основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов, опорно-двигательного аппарата.
И еще один важный момент, о котором мы часто забываем (или не знаем): ребенок с трудом выдерживает неподвижные позы. Чем младше ребенок, тем сложнее ему стоять или сидеть «спокойно». Это объясняется особенностями анатомического строения детского позвоночника, он гораздо более эластичен, чем взрослый, а, значит, менее устойчив. Чтобы удержать свое тело в выпрямленном состоянии, ребенок затрачивает значительно большие усилия, чем взрослый, и поэтому быстрее устает. П. Ф. Лесгафт считал, что «такая разница в стойкости и сопротивлении основы нашего туловища зависит от различия ее состава: чем моложе субъект, тем более мы находим в ней тканей меньшей крепости, оказывающих меньшее сопротивление... Все эти анатомические данные... имеют огромное значение и при воспитании: постоянно приходится видеть, что заставляют ребенка стоять, усаживая взрослого; ставят ученика к стене или в угол, запрещая ему прислоняться, — что считается обыкновенно легким наказанием, перед которым никто не останавливается, не находя его строгим, не видя в нем пытки».
Помните об этом и не мучайте своих детей неподвижностью!