Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Воспитателю дошкольного образования

Дата: 27 ноября 2018 в 08:50, Обновлено 9 марта 2023 в 15:55

Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования

     Цель     здоровьесберегающих          технологий       –   воспитание          осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, формирование валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и  безопасного поведения.

     Задачи:

     культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение 

к физическому и духовному здоровью как единому целому; 

     расширить  на  этой  основе  адаптивные  возможности  детского  организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

     закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития;

     воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.

     Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

     •   медико-профилактические;

     •       физкультурно-оздоровительные;

     •        технологии  обеспечения  социально-психологического 

благополучия ребенка;

     •        здоровьесберегающие  образовательные  технологии  в  учреждении дошкольного образования, включающие:

              — здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

              — валеологического просвещения родителей;

              — технологии обучения здоровому образу жизни.

     Медико-профилактические  технологии  в  дошкольном  образовании –  технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение  здоровья  детей  под  руководством  медицинского  персонала  учреждения  дошкольного  образования  в  соответствии  с  медицинскими  требованиями  и  нормами,  с  использованием  медицинских  средств:

     —  организация  мониторинга  здоровья  детей  раннего  и  до-

школьного  возраста  и  разработка  рекомендаций  по  оптимизации 

детского здоровья;

     — организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в учреждении дошкольного образования; 

     — организация контроля и помощь в обеспечении требований 

санитарных норм и правил; 

     — организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования.

     Физкультурно-оздоровительные  технологии  в  дошкольном  образовании – технологии, направленные на физическое развитие и  укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств,  двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной  осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. 

     Реализация этих технологий, как правило, осуществляется руководителями физического воспитания, воспитателями учреждения  дошкольного образования в условиях специально организованных  форм оздоровительной работы.

     Современные   технологии   сохранения   и   стимулирования  здоровья

     Стретчинг –  специальные  упражнения  под  музыку,  которые 

проводятся не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза  в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном  помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

     Динамические паузы во время занятий, 2–5 мин., по мере утомляемости  детей.  Рекомендуется  для  всех  детей  в  качестве  профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики  для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида  занятия.

     Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия малой, средней и высокой степени подвижности. Проводятся на  прогулке, в групповой комнате. Их нужно проводить ежедневно для  всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. В учреждениях дошкольного образования используются лишь элементы спортивных  игр.

     Релаксация проводится в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность  технологии  для  всех  возрастных  групп.  Можно  использовать спокойную классическую музыку (П. И. Чайковский, С. В.  Рахманинов), звуки природы.

     Гимнастика пальчиковая проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

     Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3–5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной  нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

     Гимнастика дыхательная  проводится  в  различных  формах  физкультурно-оздоровительной   работы.   Необходимо   обеспечить  проветривание помещения. Педагог должен дать детям инструкции  об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

     Гимнастика корригирующая  проводится  в  различных  формах  физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит  от поставленной задачи и контингента детей.

     Гимнастика ортопедическая проводится в различных формах  физкультурно-оздоровительной   работы.   Рекомендуется   детям   с  плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. 

     Физкультурное занятие.  Количество  устанавливается  в  соответствии с типовым учебным планом и проводится в спортивном  или музыкальном зале либо на спортивной площадке. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение, произвести влажную уборку

     Технологии  обеспечения  социально-психологического  благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника.

     Основная  задача  этих  технологий  –  обеспечение  эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия  ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в учреждении дошкольного образования и семье. К ним относятся: технологии  психологического  или  психолого-педагогического  сопровождения развития ребенка в образовательном процессе учреждений  дошкольного образования.

     Коррекционные технологии:

     Технологии музыкального воздействия проводятся в различных 

формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2–4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других  технологий  для  снятия  напряжения,  повышения  эмоционального  настроя и пр.

     Сказкотерапия. Проводится 2–4 занятия в месяц по 30 мин. со  старшего  возраста.  Занятия  используют  для  психологической,  терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать  взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, и остальные  дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

     Технологии воздействия цветом. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

     Здоровьесберегающие образовательные технологии в учреждении  дошкольного  образования  –  технологии  воспитания  валеологической культуры или культуры здоровья участников образовательного процесса.

     Цель – становление осознанного отношения к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

     Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья  педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. 

     Технологии валеологического просвещения родителей:

     Задача данных технологий – обеспечение валеологической образованности родителей (законных представителей) воспитанников  учреждения дошкольного образования.

     На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а  также технологиям обучения здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.

     Технологии обучения здоровому образу жизни:

     Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) проводятся  в свободное время, можно во второй половине дня. Время проведения зависит от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть  организовано незаметно для ребенка посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

     Коммуникативные игры  проводятся  1–2  раза  в  неделю  по  30  мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме   состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры  разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

     Система  здоровьесбережения  в  учреждении  дошкольного  образования включает:

     — различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

     — комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком, полоскание рта и горла, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

     — физкультурные занятия всех типов;

     —  оптимизация  двигательного  режима:  традиционная  двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные  занятия,  проведение  подвижных  игр,  прогулки)  и  инновационные  технологии  оздоровления  и  профилактики  (ритмопластика,  логоритмика, сухой бассейн, массажеры, координационные и тактильные дорожки);

     — организация рационального питания;

     — медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

     — соблюдение требований санитарных норм и правил к организации образовательного процесса.

     Результаты  внедрения  здоровьесберегающих  технологий  в учреждении дошкольного образования:

     •   соблюдение правил здорового образа жизни воспитанниками, педагогами и родителями;

     •   проявление заинтересованности всех участников во внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

     •   создание единого здоровьесберегающего образовательного  пространства учреждения дошкольного образования и семьи;

     •   сохранение и улучшение соматических показателей здоровья детей;

     •   снижение уровня заболеваемости.

     Очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья детей  дошкольного возраста не может быть решена только медицинскими,  только педагогическими или психологическими методами, а лишь  посредством их комплексного использования. Применение в работе  здоровьесберегающих  технологий  позволяет  повысить  эффективность образовательного процесса, сформировать у педагогов, детей  и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение  и укрепление здоровья.

Литература: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ   В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ./ Учебно-методическое пособие ./ Под общей редакцией

   кандидата психологических наук, доцента В. Н. Шашок.-Минск, 2019

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.