Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования
Цель здоровьесберегающих технологий – воспитание осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, формирование валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Задачи:
культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение
к физическому и духовному здоровью как единому целому;
расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития;
воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
• медико-профилактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка;
• здоровьесберегающие образовательные технологии в учреждении дошкольного образования, включающие:
— здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
— валеологического просвещения родителей;
— технологии обучения здоровому образу жизни.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала учреждения дошкольного образования в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:
— организация мониторинга здоровья детей раннего и до-
школьного возраста и разработка рекомендаций по оптимизации
детского здоровья;
— организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в учреждении дошкольного образования;
— организация контроля и помощь в обеспечении требований
санитарных норм и правил;
— организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется руководителями физического воспитания, воспитателями учреждения дошкольного образования в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг – специальные упражнения под музыку, которые
проводятся не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы во время занятий, 2–5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия малой, средней и высокой степени подвижности. Проводятся на прогулке, в групповой комнате. Их нужно проводить ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. В учреждениях дошкольного образования используются лишь элементы спортивных игр.
Релаксация проводится в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3–5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо обеспечить проветривание помещения. Педагог должен дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика корригирующая проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Физкультурное занятие. Количество устанавливается в соответствии с типовым учебным планом и проводится в спортивном или музыкальном зале либо на спортивной площадке. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение, произвести влажную уборку
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника.
Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в учреждении дошкольного образования и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе учреждений дошкольного образования.
Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия проводятся в различных
формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2–4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия. Проводится 2–4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, и остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в учреждении дошкольного образования – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья участников образовательного процесса.
Цель – становление осознанного отношения к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей:
Задача данных технологий – обеспечение валеологической образованности родителей (законных представителей) воспитанников учреждения дошкольного образования.
На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время проведения зависит от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры проводятся 1–2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Система здоровьесбережения в учреждении дошкольного образования включает:
— различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
— комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком, полоскание рта и горла, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
— физкультурные занятия всех типов;
— оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажеры, координационные и тактильные дорожки);
— организация рационального питания;
— медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
— соблюдение требований санитарных норм и правил к организации образовательного процесса.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в учреждении дошкольного образования:
• соблюдение правил здорового образа жизни воспитанниками, педагогами и родителями;
• проявление заинтересованности всех участников во внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
• создание единого здоровьесберегающего образовательного пространства учреждения дошкольного образования и семьи;
• сохранение и улучшение соматических показателей здоровья детей;
• снижение уровня заболеваемости.
Очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья детей дошкольного возраста не может быть решена только медицинскими, только педагогическими или психологическими методами, а лишь посредством их комплексного использования. Применение в работе здоровьесберегающих технологий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сформировать у педагогов, детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Литература: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ./ Учебно-методическое пособие ./ Под общей редакцией
кандидата психологических наук, доцента В. Н. Шашок.-Минск, 2019