Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Музыкальный руководитель

Дата: 5 мая 2020 в 16:13, Обновлено 26 января 2023 в 14:00

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к. жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности.   Достижению   этой   высокой   цели   во   многом  способствует   и правильная организация музыкального воспитания детей.

Эстетическое воспитание направлено на разви­тие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хо­рошее и плохое, творчески самостоятельно дей­ствовать, приобщаясь  тем самым к различным видам художественной, деятельности, ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо раз­вивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности — способность чувство­вать характер, настроение музыкального произведения, сопе­реживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, пони­мать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио пе­чальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «Дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека.

Второй признак музыкальности — способность вслуши­ваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопостав­ляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низ­кий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают про­стейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность кон­трастных художественных образов (ласковый, протяжный харак­тер запева и энергичный, подвижный — припева), Постепенно на­капливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются перво­начальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности — проявление творче­ского отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, харак­терные для бодро марширующих пионеров, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т. д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах. Дети импровизируют простейшие попевки.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмо­циональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают свое­образную эстетическую окрашенность.

Музыка,   непосредственно   воздействуя   на   чувства ребенка   формирует   его   моральный   облик.    Воздействие   музыки   бывает   подчас   более   сильным, чем  уговоры  или   указания.  Знакомя детей  с  про­изведениями    различного    эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспиты­вают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чув­ства, возникающие при восприятии музыки, обогащают пережи­вания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют кол­лективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими пере­живаниями. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает хорошему звучанию, исполнению, и это воспри­нимается всеми как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример то­варищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного успешное выступление других детей служит изве­стным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные способности.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения до­школьника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движе­ния под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импуль­сивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необхо­димые условия для формирования нравственных качеств лич­ности ребенка, закладывает первоначальные основы общей куль­туры будущего человека.

 Восприятие   музыки  тесно  связано  с  умственными       процессами,    т. е.     требует    внимания,    наблюдательности,     сообразительности.     Дети     прислушиваются   к звучанию,  сравнивают  звуки  сходные и различные,   знакомятся   с   их   выразительным   зна­чением,  отмечают  характерные смысловые особенности художест­венных   образов,   учатся   разбираться   в   структуре   произведения. Отвечая на вопросы воспитателя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: опреде­ляет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые по­пытки эстетической оценки требуют активной умственной деятель­ности и направляются педагогом.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие до­школьников новыми представлениями.

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо вся­чески поддерживать пусть еще незначительные творческие прояв­ления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.

Когда взрослый ставит перед ребенком творческие  задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной ак­тивности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного тек­ста выразительным интонациям.

В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удо­вольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и осо­бенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изо­бразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом на­блюдается определенная последовательность: ребята слушают му­зыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыс­лить, фантазировать, творить.

Музыка,    воспринимаемая    слуховым    рецептором, воздействует   на   общее   состояние   всего   организма   человека    вызывает   реакции,  связанные  с  изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то мож­но вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние орга­низма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических осо­бенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связ­ки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лече­нии заикания), способствует выработке вокально-слуховой коор­динации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет ды­хание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и дви­жения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять ско­рость, степень напряжения, амплитуду, направление.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ре­бенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складыва­ется в процессе разнообразных видов и форм музыкальной дея­тельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятель­ность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.